В нашей клиники проводится диагностика: электронейромиография (ЭНМГ), которая позволяет оценить состояние мышц, а также располагающихся в непосредственной близости нервных окончаний. Более подробно о методе ЭНМГ, рассказывает врач-невролог Ельчанинов Василий Александрович (г. Владивосток).

— Электронейромиография – это метод функциональной диагностики, позволяющей детально исследовать функциональное состояние нервно-мышечной системы.

Выделяют 3 вида ЭНМГ:

— стимуляционная;
— игольчатая;
— поверхностная.

Показания к проведению ЭНМГ определяются лечащим врачом для уточнения диагноза, определения тактики лечения, оценки прогноза и динамики заболевания нервной системы.

К ним относятся:

• Туннельные синдромы и невропатии (наиболее часто встречающийся синдром запястного канала);
• Радикулопатия (при остеохондрозе и болях в спине);
• Плексопатии различного генеза и т. д.;
• Полиневритические поражения (так при сахарном диабете для выявления полинейропатии нижних и верхних конечностей, в том числе на ранних этапах развития);
• Боковой амитрофический склероз и другие болезни мотонейрона;
• Миопатии, миотонии, миастения.

Противопоказания к проведению исследования определяются индивидуально.

Перед исследованием необходимо предупредить врача о наличии беременности, болезней крови, нарушениях свертывания, приеме антикоагулянтов, наличии кардиостимулятора, сердечных заболеваний, не принимаете ли вы какие-либо препараты, влияющие на нервную систему (например, мышечные релаксанты) и антикоагулянты, поскольку это может отразиться на результатах исследования (возможно перед проведением исследования будет необходимо временно отменить данные препараты, о чем необходимо проконсультироваться с лечащим врачом). Кроме того, следует иметь ввиду, что в ряде случаев, выполнение исследования может быть технически затруднительно, а иногда и невозможно (наличие несъемной лонгеты, выраженный отек исследуемой конечности). В течение 3 часов перед исследованием рекомендуется не курить, а также не употреблять в пищу продукты, содержащие кофеин (кофе, чай, кола, шоколад).

Осложнения. ЭНМГ/ЭМГ является абсолютно безопасной процедурой, и не приводит ни к каким осложнениям. Подготовка: специальная подготовка не требуется, необходима чистая поверхность тела. Полинейропатии – это симметричные дистальные поражения нервов. Чаще всего они характеризуются чувствительными (боль, жжение, онемение, замерзание) и/или двигательными (слабость, спазмы) нарушениями в конечностях.

Причины. Полинейропатии — это не самостоятельные заболевания, а осложнения других состояний. Их причины часто вообще не связаны с нервной системой. Например, причины могут быть метаболические (сахарный диабет, алкогольная полинейропатия), физические (вибрационная болезнь), аутоиммунные (хроническая демиелинизирующая невропатия), полинейропатия как осложнение онкологических заболеваний.

Диагностика. При полинейропатии может быть повреждена как оболочка нерва, так и само нервное волокно. Успешно определить патогенетический тип невропатии, предположить причину заболевания, и дать прогноз его развития можно только с помощью электронейромиографии.

Синдром запястного канала — компрессионно-ишемическое поражение серединного нерва в запястном (карпальном) канале. Проявляется болью, снижением чувствительности и парестезиями в области ладонной поверхности I–IV пальцев, некоторой слабостью и неловкостью при движениях кистью, особенно при необходимости захватывающего движения большим пальцем.

Очень часто пациенты с онемением и болями в кистях получают лечение по поводу остеохондроза шейного отдела позвоночника, которое не приносит эффекта, хотя причина кроется в другом. Помочь выявить данную патологию, а соответственно назначить правильное лечение, и помогает ЭНМГ.

20 декабря 2017